• Волжские села рыбацкое село волжское Замьяны

    село волжское

    село волжское

    Волжские села рыбацкое село волжское Замьяны. Описание молостовского селитряного завода в одном из документов конторы Главной артиллерии содержит и маршрут, по которому из Волги можно попасть в городок-завод: «С Волги проход имеетца маленькою речкою Митиной, а из Митиной в Банную, а из Банной в Ахтубу-реку...». Участники похода «Отбей нашествие пластика» и поплывут, минуя ерик Банный, по реке Митинка, которая выведет их к селам волжским Заволжью и Речному. Между Ахтубой, Кирпичным ериком и Митиной рекой лежали земли Большого луга (Цацы) площадью почти семь тысяч десятин. Здешние сенокосы приносили в год почти пятьсот рублей дохода и были лакомым кусочком для многих состоятельных людей.
    Селение Заволжское (в прошлом село волжское Актюбеевка) получило своё название из-за места расположения. Левобережье великой русской реки обозначалось пространным «за Волгой», стало быть, и село было Заволжским.
    Село Речное вошло в историю края как «село волжское Тюменевка», хотя первое поселение на этом месте возникло в 40-х гг. 18 в. как «село волжское Чёрная Гряда». Наличие церкви (построена в 1746 г.), 75 дворов, шести купеческих лавок и четырёх рыбных ватаг не стало препятствием к его ликвидации как самовольного населённого пункта. В 1772 г. Чёрную Гряду купил помещик Сушков с обременением в виде обязанности заселить землю крестьянами. Не исполнив обещания, Сушков перепродал землю купцу Малышеву, решившему завести на этих землях суконную фабрику, но сделка была признана недействительной, и в 1819 г. эти земли купил полковник Тюмень. Новый законный владелец калмыцкий князь Серебджаб Тюмень основал здесь столицу подвластного ему Хошеутовского улуса, выкупив землю и начав интенсивное строительство, апофеозом которого стал знаменитый буддийский хурул в память о ратных подвигах калмыков в Отечественной войне 1812 г. Он и сегодня виден с реки, утратив в 50-е гг. 20 в. великолепную коллонаду, так роднившую калмыцкий храм с Казанским собором Петербурга.
    Ещё одно калмыцкое название встретят участники похода на волжском берегу – село волжское Замьяны. Как казачья станица, Замьяновская образована была в 1765 г., но в 40-х гг. 19 в. испытала на себе сразу два природных катаклизма: со стороны степи её грозило засыпать песком, а со стороны Волги – смыть.
    К 1841 г. станичники в несколько очередей переселились на облюбованное место в займище между Волгой и ериком Подгорным. А название своё станица получила от калмыцкого старшины Замьяна, осевшего в здешних местах отдельным городком в 18 в. История его поселения связана с семейным разладом, в ходе которого Замьян обзавёлся новой женой – вдовой Тюменя, и поссорился с высокопоставленным родственником первой супруги, забравшей всё своё приданое. Тогда Замьян решил устроить оседлое поселение село волжское, и в 1770 г. была закончена постройка его собственного дома, возле которого раскинулись 63 кибитки.
    В 1773 г. Замьян умер, а его наследство перешло пасынку – Джиргалану Тюменю – отцу владельца сельца Тюменевка.
    От Замьян, сделав крутой поворот, Волга течёт мимо сёл Петропавловки и Барановки (названий весьма популярных для астраханского края). Село волжское Барановку на Волге упоминает П.С. Паллас: «До Барановой Ватаги нам пришлось с трудом продвигаться по песку, чтобы потом добраться до село волжское Лебяжьего…». По всей вероятности, Барановая Ватага, а точнее её жители, повинуясь чувству самосохранения, расселились на левобережье, продолжая заниматься ловом рыбы и не страшась очередного волжского натиска на хрупкие правые берега. Майор Баранов фигурирует в астраханской истории как помещик, продавший свои воды и земли сестре Сапожниковых А.П. Милашевой. Кто знает, может быть, этот крепостник оставил своё имя на карте области? Впрочем, в числе владельцев волжских вод числились и куда более известные персонажи. С 1797 г. воды от село волжское Замьяны до Астрахани были отданы во владение князю А.Б. Куракину, и только после смерти князя, в 1830 г., они перешли в казённое ведомство.
    А имя Петропавловского селения восходит, по всей вероятности, к именам столь любимых астраханцами апостолов Петра и Павла.
    Рыбарь Пётр – «камень» и принадлежавший к секте фарисеев Павел – «избранный сосуд» – погибли в один день, что позволило объединить духовную твёрдость святого Петра и разум святого Павла. Их духовный союз являл собою пример разных путей следования к Спасению: у апостола Петра, сначала отвергшего Господа, а затем покаявшегося, и у апостола Павла – сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. Возле этих населённых пунктов фигурируют в документах конца 19 в. частные промыслы в Кривой Волге: Петропавловский, арендуемый купцом П. Комовым, и Барановский, собственный купца Башкина.
    И, наконец, село волжское Верхнелебяжье образовано в результате переселения казаков «в два захода» (1863 и 1872 гг.) из Лебяжинской станицы. Население её страдало от движущихся песков и нашло спасение в переселении на новые места, образовав Верхний и Нижний посёлки.