• ФЛОТИЛИЯ В «ЛУЖЕ» ТОЖЕ БЫВАЕТ «КИПЕНИЕ»

    флотилия

    флотилия

    ФЛОТИЛИЯ В «ЛУЖЕ» ТОЖЕ БЫВАЕТ «КИПЕНИЕ» В военно-морском сообществе принято иронизировать в отношении тех, кто служит в Каспийской флотилии: мол, ходят по «луже», не имеющей выхода к настоящему морю, ни то что викторий – просто сражений в истории КФ нет. Действительно, со второй трети XVIII века по ХХ век Каспий не считался престижным местом службы. После смерти Петра I все завоёванные успехи и земли были утеряны.

    Правда, в 1781 году отряд флотилии (3 фрегата, 2 бота и бомбардирское судно) под командованием графа Марко Войновича совершил впечатляющий рейд на юго-восток Каспия, где на побережье Астрабадского залива создал русскую колонию. Благодаря этому наши корабли долгое время осуществляли на Каспии выгодные торговые перевозки. А в период русско-персидской войны 1804 – 1813 гг. флотилия, захватив Энзели, Баку и Ленкорань, вновь во многом повлияла на заключение мира. Причём по Гюлистанскому договору Россия на вечные времена получила исключительное право содержать на Каспии военные суда.

    Но то были короткие вспышки славы КФ, за которыми вновь тянулись унылые десятилетия. Сюда отправляли офицеров либо бесперспективных, либо провинившихся. Сама же флотилия несколько раз урезалась по корабельному списку до конфузного минимума: например, накануне Первой мировой войны в её составе было всего 6 судов – 2 канонерки, 2 посыльных судна, баркас и гидрографическое судно. Если верить источникам ВМФ, это самое малое количество кораблей, которое когда-либо было в отдельно взятом флоте или флотилии страны.

    Что касается боевой летописи, то откуда ей взяться, если серьёзных морских соединений на Каспии, кроме России, никто не имел?
    Тем не менее, не стоить кривить душой тем, кто утверждает, будто у флотилии безликая биография. Есть в ней весьма любопытные страницы, а некоторые главы уникальны для военно-морской OSCK; истории.